rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Сила Власти и слабость Силы

Оригинал взят у hist89 в Сила Власти и слабость Силы




В чём заключается сила Власти и  как она соотносится с применением Силы? Эти вопросы занимали и занимают умы философов и мыслителей не первый век истории человечества. Ответы на эти вопросы открывают фундаментальные основы одних из важнейших сфер человеческого бытия. Тема не перестает быть актуальной, но её исследователей не так уж много.

Одним из ярких представителей является далеко неоднозначный французкий философ русского происхождения - Александр Кожев (Кожевников).



Собственно, мысли в этом посте - это  мои конспективные записи по книге А. Кожева «Понятие власти».
Итак, Власть. Что это такое? Как она проявляется и что в себе заключает? Сделаем общее «феноменологическое», (т.е. описательное) определение Власти:
Власть чисто человеческий феномен.  Власть существует там, где есть движение, изменение, действие; власть возможна лишь над тем, что способно к «реагированию», изменению под действием власти. Очевидно, что Власть принадлежит тому, кто изменяет, а не тому, кто изменяется. Власть активна, а не пассивна. Реальным носителем Власти является свободный и сознательный деятель который может осуществлять властное действие.


Властное действие – отличается от всех действий тем, что оно не встречаетпротиводействия  со стороны тех на кого оно направленно. При этом у тех на кого оно направленно сохраняется возможность оппозиции, но они сознательно и добровольно отказываются от сопротивления Власти. Власть по-существу – единственный инструмент, который позволяет  заставить человека и общество изменяться (расти, развиваться, мобилизовываться и т.д.).

Везде, где люди испытывают воздействие, которое они не вызывали сами, и отказываются сознательно и добровольно от способности на него реагировать – есть вмешательство Власти. Она принуждает без принуждения, так как опирается на её Признание и Авторитет. Допустим, лектору надо выставить буйного студента за дверь. Если он говорит ему выйти и тот подчиняется – здесь есть Власть. Если же лектору противятся, и, чего хуже, ему приходится применять угрозы (Силу) для выдворения оного – здесь уже нет Власти.
Сила  в сравнении с Властью очень слаба, так как требует огромных ресурсов при минимальном результате. В нашем примере никто не может гарантировать отсутствие плохого поведения в будущем, не говоря о негативном эффекте насилия и потере Авторитета. Сила может только подавить, но не подчинить. Чтобы подавлять - Сила должна иметь численное и качественное превосходство, но и это не гарантирует подчинения.

Каковы издержки, для управления более-менее сложного сообщества? Неприемлемые. (Не говоря о том, что человек такое «вредное» и свободолюбивое существо, которое не любит, когда его подавляют и когда ему что-либо силой запрещают.) Представим себе абсурдную ситуацию, когда лектор, чтобы иметь Власть над потоком студентов вынужден держать при себе роту бойцов спецназа – какой из этого выйдет учебный процесс?

Но ведь над спецназом он должен иметь Власть, иначе какой смысл 120 «здоровым лбам» подчиняться «очкастому дедушке»?  Так что у Силы очень ограниченное по времени и месту воздействие, которое, к тому же, отягощено насилием. Этот факт всегда имеет серьезные негативные последствия. Вообще, применение Силы означает, что Власти нет.
Всякая существующая человеческая Власть должна иметь «причину», обоснование и «оправдание» в глазах тех на кого она направлена. Кожев выделяет четыре «чистых» типа Власти (все остальные – есть сложные или простые варианты их соединения)

1. Власть Отца над детьми. Очень общё говоря - это есть Власть причины над следствием. Творца над творением (приземлено, например: создателя «научной школы» или основателя колонии). Родителей над детьми (буквально). Власть традиции над сегодняшним днём. Мертвых над живыми (завещание, например).
2. Власть Господина над рабом. Если коротко, то Власть Господина базируется на том, что Господин преодолевает в борьбе за «признание» животных страх смерти, а Раб, боясь за свою жизнь, признает власть Господина над собой, так как он не может преодолеть инстинкта самосохранения. Риск – основа Власти Господина. Как пример: Власть над «простолюдинами», которую я описывал разбирая рассказ Шукшина «Охота жить!». Еще примеры: Власть дворянина над крепостными. Власть мужчины над женщиной. Военного над штатским. Победителя над побежденным.

3. Власть Вождя (Проекта) над толпой. Она основывается на возможности предвидеть и/или изменять будущее. Примеры: Власть революционного Вождя (Ленин). Пророка (Христос). Учителя над учеником. Более сложные явления власти проекта - это культурная гегемония (по Грамши), Власть идеи и идеологии.


4. Власть Судьи (Справедливости). Варианты: Власть арбитра, Контролера, Цензора, справедливого человека. Морально чистый, честный и справедливый человек может носит очень большую Власть. В историческом плане, нередко на Власть призывались люди, незаинтересованные и независимые, которые могли бы судить по Справедливости.    


В реальности феномен Власти всегда включает в себя несколько типов Власти в разных комбинациях. Соединения всех типов Власти в одном лице порождает Тотальную Власть (тотальность здесь без всякого негативного оттенка).  Ампутация, разделение или же противопоставление разных типов Власти друг другу ослабляет или вовсе уничтожает Власть как таковую: Если Вождь несправедлив (т.е. лишен Власти Судьи), то подвластные, скорее всего перестанут признавать его Власть.
Соединение тотальной Власти (т.е. полного признания её обществом) с сильной и развитой личностью плюс понимание исторических условий позволяет обществу и государству делать огромные рывки в развитии. Этот непреложный исторический факт, существует вопреки всему дружному либеральному хоровому пению о необходимости разделения властей, а также воспевания системы "сдержек и противовесов". На деле всё это существует и функционирует только у них в головах.
    Иван Грозный, Петр I, Сталин – это примеры соединения всех типов Власти из Отечественной истории. Цезарь, Константин, Наполеон – из мировой. Да тот же любимый либералами Рузвельт - на деле так почти диктатор (за что его ненавидели тамошние "демократы").
Заметим, что всем этим великим личностям нередко приписывают использование именно Силы для достижения своих целей, но как верно отмечено испанцами «На штыки можно опираться, но на них нельзя сидеть.»
    Как обстоит дело с современной властью в России и на Западе - тема следующего разговора.

Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 32
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments